Баня у славян

В начале нашей эры банные сооружения стали строиться у восточных славян, финнов и карелов. В Центральной Европе (Польше, Чехии и Словакии) бани возникли только в V–VIII в.в. с приходом с севера и северо-востока славянских племен, которые уже пользовались баней. Массажные манипуляции в то время представляли собой неотъемлемую часть банной процедуры.

Впоследствии банные процедуры стали приобретать ведущую роль в народной медицине этих племен. В древней Руси существовали даже банщики-лекари — «балли», использовавшие для лечения внутренних и наружных болезней исключительно свойства «веничного массажа».

Первое упоминание о «хвощевании» или «веничном массаже» — принадлежит летописи монаха Нестора (1056 г.) В ней повествовалось, как апостол Андрей, путешествуя с проповедью христианства в 907 г. по Северной Руси, посетил мордву, проживаюшую тогда вблизи местонахождения будущего города Новгорода. Здесь он увидел деревянные бани, в которых люди, обнажившись, били себя вениками: «.. И возмуть на ся прутье младое, и бьются сами.. и облеются водой студеную.. и творят мовение собе, а не мученье». После принятия христианства сюда прибыли византийские монахи, чтобы проповедовать аскетизм и умерщвление плоти. Увидев, как местные жители умерщвляют плоть в банях с помощью жара, веника и холодной воды, они поняли, что их миссия бесполезна. «Русские — крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал в начале XVI века секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

К сожалению, русская баня не была исключением среди других видов бань, в которых рано или поздно стала развиваться банная проституция, хотя и не вытесняя полностью лечебный компонент водной процедуры. Путешественник конца XIX в., Штерн, говорил по этому поводу следующее: «В Польше, южной России, Одессе и на Кавказе существует обычай, что хозяин бани без всякого требования со стороны купающегося мужчины, приводит к нему несколько девушек, одну из которых он может выбрать для растираний. За это получается особая плата, которая назначается по взаимному соглашению. Сообразуясь с внешним видом гостя, хозяин требует от 50 копеек до 15 рублей».

Русские бани стали распространяться по всему миру. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке, а после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны строительство бань можно было наблюдать  во Франции, Германии, Швейцарии. Сегодня все так же актуально звучат слова известного русского врача Н. М. Максимовича-Амбодика, сказанные им еще в 1783 г.: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силой бане». А банный массаж, как составная часть всей банной процедуры, стоит на страже здоровья уже не одного поколения многих народов, проживающих в России.